Как сделать лодку из фанеры

Как можно самостоятельно сделать лодку из фанеры?

В рыбацких и охотничьих магазинах можно найти все что угодно, и лодки не исключение.

Но много людей хотят сделать плавательное средство самостоятельно, ведь это интересно и недорого.

У лодок, которые делаются своими руками, есть ряд преимуществ перед заводскими вариантами:

  • Легкость конструкции. Такое приспособление из фанеры будет намного легче, чем деревянные или металлические конструкции;
  • Устойчивость на воде. Для такой лодки используют цельные листы фанеры, а ее формы получаются идеальными для спуска на воду;
  • Низкая стоимость. Потратить деньги нужно будет только на фанерные куски, клей, лак и доски;

Чтобы обеспечить безопасность конструкции, использовать нужно только качественные материалы. Фанера должна быть цельной, без повреждений. Цена первых сортов немного выше, но надежность также важна.

Для людей, которые имеют навык в столярном деле, работа будет несложной. Она займет полтора недели, если делать лодку в свободное время, то пару полных дней.

Читайте о том, как самостоятельно сделать моторную лодку? Также посмотрите нашу статью о ремонте резиновой лодки своими руками.

Чертежи лодок

На сегодняшний день самыми популярными являются лодки по проекту «Stitch and glue», что переводится как «Сшей и склей», большая часть таких чертежей продается в натуральном масштабе, это делает процесс постройки более простым.

Одной из таких конструкций является «Север 520».

Север 520

Это чертежи под моторную лодку. Одновременно она сможет вмещать до 7 человек, есть и 2 спальных места. Ее длина составляет 5,2 м., а ширина 2,08. Двигатель рекомендуют ставить от 50 до 100 лошадиных сил.

Данная модель очень удобна и практична, но стоимость ее постройки превысит 100 тысяч рублей. Более доступной конструкцией является «Бриз-42».

Бриз-42

Вначале была модель «Бриз-26», она была рассчитана всего на двух человек, но на испытаниях хорошо себя зарекомендовала, поэтому было принято решение сделать более габаритный вариант. Так появился «Бриз-42».

От своего предшественника он получил внешность и узкое дно. Чертежи предусматривают багажные отсеки, палубу и ступеньку. В ней одновременно может находиться четыре человека. Используются весла, но можно установить и двигатель мощностью не больше 8 л.с.

Более сильные варианты приведут к дифференту хода, поэтому скорость не увеличится. Не страшна ей и плохая погода, есть возможность натянуть тент.

Для ее постройки своими руками используют дерево и листы фанеры. При довольно длинном корпусе (4,2 м.), вес составит всего около 60 кг. Водостойкие материалы обеспечивают нужную безопасность конструкции.

Среди компактных вариантов следует обратить внимание на тузик-картоп. Эту модель можно считать более современной модификацией «Золотой рыбки». У них почти одинаковая длина, но тузик немного шире, и отличается высокими бортами.

Плоское дно и высокий борт обеспечивают нужную безопасность конструкции. Такая лодка вмещает двух взрослых людей и одного ребенка. Она отлично подойдет для отдыха на водоеме или рыбалки. Есть возможность использовать парус. При этом масса составляет всего 35-40 кг, что позволяет без проблем перевозить ее на крыше автомобиля.

Нос лодки может показаться немного странным, но он очень функционален. Благодаря такому носу увеличивается грузоподъемность и придается высокая устойчивость на воде. Кроме того, такие формы значительно упрощают процесс сборки.

«Утка-2»

Такая конструкция очень популярна среди рыбаков и охотников. На нее ставят моторы малых мощностей, также у нее малая осадка, а это позволяет плавать по мелководью и в зарослях.

Также «Утка-2» хороша и для прогулок по водоемам, есть возможность установить парус.

Она легко вмещает двух взрослых людей с большой кучей снаряжения. Если в пути кончиться топливо или заглохнет мотор, то движение продолжается благодаря веслам.

Скорость средства при включенном моторе будет составлять до 25 км/ч, на веслах примерно 5-6 км/ч. Маленький плавник позволяет двигаться прямо при гребле.

Такой вариант отлично подойдет для начинающих судостроителей. Сделать своими руками ее несложно, а двигатели и фанера обойдутся недорого.

Если не удалось найти нужный чертеж, то его можно сделать самому. Чертежи и наши рекомендации о постройке прицепа для лодки смотреть тут.

Но заняться проектированием своими руками может только профессионал, ведь нужно точно рассчитать грузоподъемность, вместительность, форму носа и другие нюансы.

Сборка конструкции

Когда материалы и чертежи есть, то нужно начинать работу. Первым этапом станет вырезание деталей из фанеры. Для этого лучше всего использовать электролобзик. Важно точно резать по размерам, иначе конструкция не сойдется.

Потом шпангоуты склеивают с задним бортом, эти детали будут весьма тяжелыми. Если для плавсредства нужен мотор, то задний борт укрепляют.

Следующим этапом станет скрепление транца с бортами и дном. Обшивочные части крепить нужно с помощью клея.

После сборки конструкции нужно приготовить аэросил и эпоксидную смолу. Эти вещества смешиваются 1 к 1. Полученное вещество используют для герметизации швов. Также для этой цели, внутри лодки, швы заклеивают полосами из стеклоткани.

Важно: при такой работе используются весьма токсичные вещества, поэтому работать нужно на улице, или в проветриваемом помещении, и с использованием специальных средств защиты.

Когда клей высыхает нужно поставить шпангоуты. Потом нужно установить сидения, багажные отсеки и другие элементы. После того, как судно высохнет, надо приступать к финальному этапу, это шлифовка и герметизация стеклотканью и эпоксидным раствором.

После этого следует процесс покраски конструкции, это поможет дополнительно защитить судно от влияния воды и придаст хороший внешний вид.

Покраска состоит из:

  • Обезжиривания всех деталей судна;
  • Обработки деревянных элементов пропиткой;
  • Шпатлевки поверхностей. Это позволит замаскировать все дефекты;
  • Грунтовки. Для этого можно использовать кипяченую олифу;
  • Нанесения лакокрасочных материалов. Для этого можно покупать любую краску, но увеличить срок службы лодки помогут специальные водостойкие материалы для фанеры;
Материал Цена
Водостойкая фанера ФСФ 6,5мм

Формат: 2500 х 1250 776 р. Фанера для опалубки ламинированная (Россия) 3000*1500/ 15мм/18мм/21мм 4300 р. Полиэфирная смола 5 кг (общего назначения) + отвердитель 1900 р. Стеклолента ЛЭСБ 0,2х50 мм — 10 метров Эпоксидная смола (1кг.) 2157 р. Эпорип (Eporip): двухкомпонентный эпоксидный клей 2900 р. Стеклоткань 300 г/м2 247 р. Стеклолента ЛЭСБ 0,2х50 мм — 10 метров 190 р.

Постройка такого плавсредства своими руками – это интересное и творческое занятие для людей, которые любят делать вещи самостоятельно. Главное – придерживаться размеров, на которые указывают чертежи.

Возможно, во время этого процесса, будут ошибки, которые нужно будет переделывать. Но, в результате получится отличная и недорогая лодка. Хранить такое средство лучше всего на суше. Это судно отлично подойдет для использования на спокойных озерах и реках.

Выходить в море или сплавляться по горным рекам на нем запрещено. Также нужно внимательно следить за швами и целостностью конструкции, если есть проблемные участки, то их нужно герметизировать.

При бережливом отношении и правильно хранении, такое плавсредство прослужит долго, и поможет отлично провести время на рыбалке, или просто во время прогулки по водоему.

Рекомендуем ознакомится с нашим материалом о том, как правильно выбрать насос для лодки ПВХ? Возможно вас также заинтересует информация о создании тента для лодки своими руками.

Как сделать лодку из фанеры своими руками

Большое количество рыбаков убеждены, что лучшие рыболовные принадлежности можно изготовить только своими руками. Рыбаки научились мастерить не только снасти, но и плавательные средства.

Процесс строительства плавсредства весьма увлекателен и позволяет реализовать свой творческий потенциал в полной мере.

Особенности изготовления

При строительстве лодки стоит учитывать, что наиболее значимым элементом каркасной части является основа, на которую производится крепление остальных частей (киль).

Носовая область образуется форштевнем и фиксируется с одной из сторон. В кормовой части крепление производится ахтерштевнем – элементами, отвечающими за обеспечение продольной жёсткости конструкции.

Они могут быть выполнены на основе деревянных материалов (цельных) или склеиваться по отдельности и фиксироваться посредством гвоздей и шурупов.

Поперечные детали корпуса позволяют добиться изгибов и поперечных очертаний, что добавляет плавсредству необходимой жёсткости. В верхней части форштевня и ахтерштевня размещаются доски, соединяющиеся со шпангоутами. Данная конструкция образует борта.

Получившийся каркас подлежит обшиванию фанерой. Во внутренней части лодки кладётся настил (слань). Таким образом образуется нижняя палуба.

По желанию лодки могут быть оборудованы кокпитом, палубными стрингерами и боковыми стрингерами. Чтобы обеспечить хорошую плавучесть, ниши должны быть заполнены пеной, что предотвратит опрокидывание судна.

Определяемся с параметрами

Специалисты представили наиболее комфортные параметры для плавсредства, выполненного на основе фанеры, толщина которой находится в пределах 5 мм:

  • Длина корпусной части (от носа до транца) – 4,5 (м);
  • Показатель ширины в наиболее широкой части корпуса (замеры снимаются поверху) – 1,05 (м);
  • Показатель глубины лодки – 0, 4 (м).

Самым важным этапом строительства считается построение чертежа. Можно взять готовый чертёж, представленный на сайтах в сети интернет или сделать его своими руками.

Этапы создания эскиза общего плана

  1. Первым делом следует провести осевую (можно диаметральную) плоскость – линию, разделяющую корпусную часть по длине на пару равных частей. Учитывая симметричность изображения лодки следует максимально точно подгонять все элементы.
  2. Плоскость диаметрального типа разделена на пропорциональные отрезки. В данных участках станут располагаться шпангоуты.
  3. Чертим вертикальную проекцию плавательного средства.
  4. Переходим к построению вида сверху.
  5. Чертим планы шпангоутов по поперечным линиям.
  6. Убеждаемся в согласованности расположений и масштабов всех частей.
  7. Составив эскиз шпангоутов, переходим к построению его чертежа, используя масштаб 1 к 1. Желательно строить чертежи на картонном основании, что позволит с лёгкостью перенести его на фанеру.
  8. Чтобы обеспечить необходимую плавность, следует производить соединение точек линейкой из металла (от киля к бортовой области).
  9. Сложив чертёж по диаметральной плоскости, проверяем симметричность. Очень важно, чтобы стороны с точностью повторяли свои контуры.

Пример чертежа лодки из фанеры

Перенос изображения с шаблона на фанеру

Проверив симметричность всех элементов, переносим изображение сначала на картонную основу. После этого переходим к перенесению шаблонов на фанеру, с точностью соблюдая при этом все контуры. Ни в коем случае не стоит делать добавки на припуски! Перенося шаблон, порядок расположения волокон соблюдается в абсолютной точности.

Фото транца, деталей днища и бортов Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов.

Материалы и инструменты

При создании плавательного средства не обойтись без следующих материалов и инструментов:

  • шуруповёрта;
  • ручной фрезеровочной машинки;
  • шлифовальной машинки (ручного типа);
  • струбцины;
  • электролобзика;
  • водостойкой фанеры, обладающей толщиной 5 мм ( 2,5 на 1,25);
  • водостойкой фанеры, обладающей толщиной 6 мм (1,5 листа);
  • строганных досок (толщиной не меньше 25 мм);
  • реек (дерево);
  • гвоздей (латунь);
  • саморезов по дереву;
  • эпоксидной смолы;
  • лака (водостойкого типа);
  • стекловолокна;
  • бруса (50 на 3400);
  • бруса (40 на 20 на 4000).

Вырезанные из фанеры части будущей лодки

Процесс изготовления

Сборка каркасной части начинается на верстаке, а заканчивается на полу (земле).

Чтобы не допустить ошибок в процессе сборки конструкции рекомендуется воспользоваться предложенной ниже инструкцией:

  1. Укладываем киль на верстак.
  2. К одной из сторон киля прикрепляем ахтерштевень с транцем. Ко второй стороне подсоединяется форштенвель.
  3. С помощью гвоздей соединяются килевая часть (совместно со шпангоутами) и штевни. Тщательно всё проверяем на наличие перекосов. При наличии таковых необходимо проводить подгонку. Для этого между транцем и штевнем натягивается бечёвка.
  4. Убедившись в полном совпадении осей, производим окончательное крепление.
  5. Тонкая ткань пропитывается краской (достаточно густой) и распределяется между имеющимися соединениями.
  6. После закрепления штевней приступаем к установке шпангоутов. Чтобы обеспечить плотное фиксирование, следует разрез под киль делать немного уже шпангоута (на пару мм).
  7. Посадка проверяется с помощью натянутой верёвки. Должно быть обеспечено точное совпадение с бимсами.
  8. Устанавливать шпангоуты рекомендуется соблюдая угол 90 градусов.
  9. Окончательно скрепляем шпангоуты.
  10. Проделав все операции, задаём угол прогиба. С этой целью могут быть использованы круглые брусья, временно закреплённые к крайним частям киля (с внутренней стороны).
  11. Между брусом и килем вставляем деревянную балку (11 см).
  12. Крепление производится исключительно брусьями, что предотвратит появление перекосов транца.
  13. Переходим к обшивке каркаса. Желательно весь листовой эскиз перенести на уменьшенный размер картона и вырезать.
  14. Чертим изображение для вырезания на фанере (соблюдая листовые размеры).
  15. Примеряем шаблоны.
  16. Выпиливаем с помощью лобзика (мелкие зубчики) все детали. Запас делаем не более 2 мм. Очень важно для стыковки листов дополнительно прибавить 70 мм.
  17. Используя вбитые (между досками) нитки, совмещаем оси элементов. Производим склеивание и дожидаемся его затвердения.
  18. Используя небольшие гвоздики, сбиваем одинаковые части плавсредства.
  19. Тщательно подгоняем между собой рубанком.
  20. Просверливаем отверстия (диаметром 2 мм) отступив от кромок скул 12 мм соблюдая шаг 50 мм, предназначенный для скреп (проволочных). Именно скрепы станут надёжными соединителями.
  21. Обшивка крепится начиная с носа судна. Фиксировать её следует проволокой из меди сквозь отверстия, которые делаются вдоль дна и бортовой части. Проволока скручивается с внешней стороны на пару оборотов.
  22. Далее производим обшивку транца и днища.
  23. Собранные борта подлежат установке и временно соединяются.
  24. Днище собирается по тому же принципу, что и борта.
  25. Устанавливаем транец и скрепляем его используя шурупы (3 на 18) и клеевую основу, соблюдая при этом расстояние около 0,5 см.
  26. Если бортовые элементы выступают за транец в корму, то можно с помощью рубанка выровнять кромки.
  27. Окончательно закручиваем плоскогубцами скрепки. Обжимаем всё во внутренней области.
  28. Каждая щель и стык плавсредства должны быть проклеены лентами из стеклоткани. Ширина первого слоя должна достигать 28 мм, последующие слоя – около 75 мм. Располагая каждый последующий слой немного сдвигаем его (по разным сторонам).
  29. После затвердевания стеклопластика необходимо удалить выступающие края скреп. Проклеиваем наружную область стекловолокном.
  30. Чтобы увеличить степень жёсткости и повысить срок эксплуатации необходимо провести укрепление днища планками. Для этого на планках просверливаются отверстия под шурупы (шаг составляет 25-28 см). Все заготовки, разложенные по местам фиксируются шурупами, производят наметку фломастером и снимаются. Только после обработки каждой наметки клеевой основой можно прикручивать заготовки на место. После засыхания клея шурупы выкручиваются, а образовавшиеся отверстия забиваются гвоздями, которые вырезаются из дерева.
  31. Сняв вспомогательные приспособления, зашпаклёвываем смесью эпоксидной смолы с опилками все отверстия обшивки.
  32. Наружная часть плавсредства обрабатывается клеем и стеклотканью.
  33. Внутри лодка покрывается горячей олифой.
  34. Судно окрашивается краской на масляной основе.

Тестирование лодки

После самостоятельного изготовления лодки следует выйти на ней на водоём и обязательно провести тестирование. Проверяя скоростные характеристики, необходимо создавать условия по максимуму приближённые к реальности. Кроме того, проводится тестирование с разным уровнем нагрузки.

В данном случае можно использовать самостоятельный выход и с двумя людьми на борту. Однако желательно, чтобы общий вес не превысил 150 кг. Измерить скорость можно GPS навигатором.

Поэтому для подобных моторов рекомендуемая нагрузка не превышает показатель 90-100 кг, иначе будет невозможно перейти на режим глиссирования. Достаточная длина лодки и хороший мотор позволят с лёгкостью выходить на глиссирование даже при полной загруженности (150-160 кг).

Блиц-советы

  • При изготовлении плавательного средства необходимо все неровности, появляющиеся после нанесения эпоксидного клея, зашкуривать наждачной бумагой.
  • Любой изъян можно зашпатлевать шпаклёвкой влагостойкого типа.
  • Особых сложностей при строительстве лодки не должно возникнуть, однако крайне важно соблюдать все рекомендации специалистов относительно поэтапности процесса.
  • Перед проведением раскроя материала следует убедиться ещё раз в правильности замеров и только после этого приступать к вырезанию деталей.
  • Подбирая деревянный материал для изготовления плавсредства, следует отдать предпочтение изделиям без наличия сучков и трещин. Подбираем только экземпляры высшего сорта.
  • При правильном выполнении сборки конструкции можно быть уверенным в прочности и надёжности лодки. Изделия, изготовленные на основе фанеры, очень редко могут дать течь.
  • Лодка из фанеры получается лёгкой, что не доставляет особых проблем при транспортировке.

Группа рыболовов на допросе раскрыла название секретной приманки.

Как сделать лодку из фанеры

Самоделки из двигателя от стиральной машины:

1. Как подключить двигатель от старой стиральной машины через конденсатор или без него
2. Самодельный наждак из двигателя стиральной машинки
3. Самодельный генератор из двигателя от стиральной машины
4. Подключение и регулировка оборотов коллекторного двигателя от стиральной машины-автомат
5. Гончарный круг из стиральной машины
6. Токарный станок из стиральной машины автомат
7. Дровокол с двигателем от стиральной машины
8. Самодельная бетономешалка

Самодельная лодка из фанеры (мастер-класс, фото, пошагово)

Вот и дошли руки до осуществления давней мечты, принялся строить лодку. Для первого раза выбрал лёгкий проект, ну так сказать для тренировки. Съездил на производство аналогичных лодок в Череповец и там кое что подсмотрел и прикупил недостающих материалов, за что отдельное спасибо хозяину верфи.

Вот такая должна получиться лодка:

Сегодня раскроил листы фанеры и приступил к самому важному и сложному на мой взгляд процессу- это заусовка и склейка листов фанеры. Т.к. длина лодки превышает длину стандартных листов фанеры, то их приходится сращивать, для этого существует много способов, но я выбрал самый технически сложный, но и более эстетичный вариант склейки “на ус”.

Обрабатываем листы фанеры сначала при помощи рубанка, а потом шлифмашиной.

Вот так выглядит это в процессе обработки.

Вот так листы должны прилегать и склеиваться.

После подгонки деталей склеил их и поместил под пресс.

Вот пока все подготовительные работы по лодочке, после того как листы склеятся приступлю к разметке и раскрою деталей.

Сначала соединение “на ус” отрабатывал на обрезках фанеры и на это страшно было взглянуть, но опыт пришел при работе на “чистовом” варианте 🙂 Надеюсь и дальше все осилю.

Основные данные:

Длина наибольшая. 2,64 м
Ширина наибольшая. 1,28 м
Высота борта. 0,38 м
Масса корпуса. 30 кг
Грузоподъемность. 180 кг
Экипаж . 2 чел.
Допустимая мощн. п/мотора. 2,5 л.с

Сегодня был день плодотворной работы и больших продвижений 🙂

Вытащил листы из под пресса и удалил планки между которыми они были зажаты. Стык получился ровный и очень крепкий(пробовали потом ломать обрезки от дна, лопает не по стыку листов). Таким образом получили заготовки нужной длинны для изготовления лодки.

Начинаю разметку с набивки осевой линии, от нее потом пойдут все размеры.

Вот начертил дно лодки, вроде красиво получилось:

Начинаю резать. Лобзик желательно брать с большими оборотами, пилки применять для фигурного реза фанеры, чтобы не рвать края листов.

Ведем строго по разметке 🙂

Вот половина дна готова.

А вот дно целиком 🙂

Борт размечаем один, потом накладываем две заготовки друг на друга и скрепляем струбцинами, после чего вырезаем оба борта сразу.

Размечаю и выпиливаю транец.

В местах стыка листов фанеры снимаем фаску шлифмашиной и приступаем к шитью лодки скрепками из медной проволоки.

Работы ведем от кормы к носу.

В таком деле без помошника не обойтись.

Я тоже усердно стараюсь сшить все красиво 🙂

Вот такие швы получаются.

Вот лодка и готова 🙂

Примерка под себя 🙂

Сегодня реально продвинулся к финальной стадии завершения проекта 🙂
Первым делом протянул все скобы посильнее. Проверил геометрию лодки. Потом зубилом обсадил скобы на внутренних стыках бортов. После всего этого вырезал временные распорки и закрепил их в местах установки шпангоутов.

Занимаясь этими делами в новом помещении постоянно чувствовал на себе взгляд. Вот кстати вид расправленной лодки с кормы.

Для более ровного формирования швов решил набить линии малярным скотчем, вроде получилось красиво.

Склеивать решил вечером, а пока расчертил шаблоны шпангоутов и начал их сборку.

Вот готовые шпангоуты, собраны на эпоксидном клею и саморезах.

Наконец то приступил к проклейке внутренних швов, не думал что это такая кропотливая работа 🙂 Для первого раза вроде все отлично получилось. Смола нормально пропитала стеклоткань, пузырей нигде нет.

Вот такой получается шов, ровный и прозрачный. На фото видно что через три слоя стеклоленты просвечивает структура дерева, значит все в норме.

Вот что было сделано в прошлый раз: подогнаны шпангоуты и прикручены привальные брусья.

Сегодня установил шпангоуты на место и закрепил на клею и саморезах, вырезал усиливаюшие накладки на транец.

После этого перевернул лодку, удалил все скрепки из проволоки и приступил к скруглению стыков шва.

И вот когда все подготовленно приступил к оклейке внешних швов.

Швы получились ровные и хорошо пропитались, даже самому нравится.

Сегодня закончил работы по формированию корпуса лодки, в следующий раз установлю скамейки и приступлю к подготовке к окраске.

Борта скреплены не только клеем, а еще армированы тремя слоями стеклоленты с каждой стороны, это получается уже стеклопластик. Саморезы из шпангоутов можно вообще вывернуть, они там после склейки уже не нужны будут. Некоторые кстати так и делают. Такую лодку можно собрать вообще без единого шурупа в корпусе.

Сегодня пошел делать лодку только под вечер, т.к. ждал когда клей хорошо схватится. Проверил наружние швы, очень понравилось как сделано, получился крепкий стеклопластик. После этого решил сделать планки под скамейки. Так же вырезал и подогнад форштевень на нос лодки.

Вот приделаны рейки передней скамьи.

Вот средняя скамья.

Еще вырезал рейки и на заднюю скамью, но их пока еще рано устанавливать.

Видимо растягивая удовольствие от процесса, а может из желания сделать все качественно, делаю лодку не торопясь и понемногу 🙂
Сегодня закупился клеем, саморезами и качественными пилометериалами без сучков. Все это предназначалось для установки киля и наружних стрингеров. Эти необходимые элементы придадут большую прочность дну, а так же защитят лодку во время швартовки к берегу, предохранят от царапин лакокрасочное покрытие.

Вырезал рейки, отшлифовал и установил их на место при помощи клея и саморезов.

Так же сегодня установил форштевень и носовой рым болт для привязки веревки или якорного каната.

На сегодня работу пришлось остановить, т.к. все это дело должно прочно схватиться, для этого применил еще дополнительные грузы.

Еще кстати вырезаны уже заготовки скамеек, но они будут устанавливаться после покраски лодки изнутри.

Изготовление лодки из фанеры своими руками

Отдых на воде пользуется огромной популярностью. Это отличный способ провести выходной с друзьями или семьей. Для такого отдыха не обойтись без плавательного средства, которое пригодится и любителям рыбалки. Надувная лодка, конечно, может использоваться для отдыха на воде, но является недолговечной, неудобной и неустойчивой. А покупка деревянного или металлического изделия обойдется достаточно дорого. Отличным решением в таком случае станет изготовление лодки из фанеры своими руками. Сделать ее можно на основе уже готовых чертежей или спроектировать по индивидуальным размерам. Для изготовления потребуются минимальные столярные навыки, доступные инструменты и материалы.

Преимущества использования фанеры для изготовления лодки

Фанера является легким, доступным и универсальным материалом, который может использоваться для различных строительных и ремонтных работ. К преимуществам использования фанерных листов для изготовления лодки следует отнести:

  1. Прочность и легкость. Готовая конструкция из фанеры получается невероятно легкой, чем цельная древесина. При этом прочность клееного шпона практически не уступает дереву.
  2. Устойчивость готовой конструкции. Фанерные листы имеют четкие геометрические пропорции, что не только делает разметку и монтаж простым, но и гарантирует отличный показатель устойчивости лодки.
  3. Доступность. Фанера является доступным материалом, поэтому и лодка на ее основе обойдется недорого. К тому же дополнительно может потребоваться только специальный клей, отделочные материалы и простые инструменты.
  4. Аккуратный внешний вид. Фанерная лодка получается очень аккуратной, и ничем не уступает покупным конструкциям.
  5. Простота изготовления. Самостоятельно изготовить лодку из фанеры сможет каждый человек, обладающий хотя бы минимальными столярными навыками. При этом строительство займет от одного до нескольких дней в зависимости от сложности конструкции и интенсивности работы.

Чтобы конструкция из фанеры получилась прочной, устойчивой и долговечной, особое внимание следует уделить предварительным расчетам. Если есть хотя бы малейшие сомнения в своих силах, лучше использовать готовый чертеж.

Подробное описание изготовления лодки из фанеры можно найти в видео:

Чертежи

Первым и самым главным этапом строительства лодки является подготовка чертежей, по которым будут изготавливаться все элементы лодки. Чертежи должны включать в себя не только информацию о форме и количестве деталей, но и точные размеры каждой из них. После чего информация с чертежа переносится на фанеру. От выполнения этого процесса будет зависеть возможность правильно соблюдать плавательное средство.

Одним из самых простых простым является чертеж катера «Север 520». Он содержит минимальное число деталей, что упрощает процесс переноса их с бумаги на фанеру и сбора цельной конструкции.

На основе фанеры можно изготовить даже моторную лодку. При ее проектировании также можно сделать чертеж самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовым чертежом.

Чертеж фанерной лодки должен включать в себя не только общий вид с обозначенными деталями и размерами. Важно сделать отдельный чертеж транцев, сечение по мидель-шпангоуту, а также другую детализацию.

Любой из готовых проектов можно видоизменить по своему вкусу и потребностям. Однако если планируется изменение размеров, то делать это нужно пропорционально для всех деталей.

Выбор фанеры для изготовления лодки

Основным элементом для изготовления плавательного средства является фанера. Поэтому именно ее выбору следует уделить максимум внимание. Существует множество видов фанеры, которая может использоваться для ремонта, строительства или изготовления мебели. Однако для строительства лодки из фанеры может использоваться только бакелитовая фанера, которая имеет толщину 4-5 мм.

Бакелитовая фанера отличается высоким показателем прочности и при этом обладает устойчивостью к влаге. Для изготовления данного материала используются лиственные деревья. Морская фанера имеет различные сорта. Чтобы лодка не протекала, была прочной и служила долго, следует использовать только элитный материал или первого сорта. При использовании материала более низкого сорта, могут возникнуть проблемы в процессе строительства, а его дефекты станут недостатками плавательного средства.

Материалы и инструменты

Для изготовления плавательного средства из фанеры можно использовать инструменты, которые имеются в арсенале практически каждого человека. Необходимые инструменты:

  • пила для работы с деревом;
  • электрический лобзик, а также набор полотен для лобзика;
  • машинка для шлифования;
  • молоток;
  • струбцины для крепления фанеры в процессе монтажа;
  • кисточки для нанесения грунтовки, лака и краски.

Помимо инструментов необходимо подготовить и материалы:

  1. Фанера. Основной материал для строительства лодки. В данном случае используется только специальная бакелитовая фанера, которая обладает толщиной 4-5 мм, не пропитывается водой и служит долго. Также необходимо подготовить и несколько толстых плит (12-15 мм) для изготовления шпангоутов и киля.
  2. Древесина. Она необходима для монтажа распорок, сидений и бортиков. Следует отдавать предпочтение легким породам дерева. Оптимальным вариантом станет елка и сосна. Однако ель может расколотиться при работе, а сосна обладает более низким показателем влагостойкости. Поэтому в зависимости от выбора породы дерева потребуется соблюдать рекомендации по работе с ней.
  3. Гибкая тонкая проволока. Используется для скрепления деталей обшивки. Помимо проволоки могут использоваться пластиковые хомуты, толстая леска и другие прочные и тонкие материалы.
  4. Клей. Специалисты рекомендуют для герметизации швов использовать клеевые составы на основе эпоксидных смол. Для надежности рекомендуется использовать клей не только для швов, но и всей поверхности лодки.
  5. Лакокрасочные материалы. Требуются не только для придания плавательному средству красивого и аккуратного внешнего вида, но и для защиты древесины и фанеры от влаги и негативного воздействия окружающей среды. Помимо лака и краски потребуется использовать специальные пропитки, которые защищает древесину от влаги, плесени и грибка.
  6. Стеклоткань. Используется для защиты швов.

Для самодельной лодки из фанеры следует использовать только качественные материалы. Фанера должна быть высокого качества и без дефектов. Ведь именно от этого будет зависеть не только внешний вид готового изделия, но и безопасность на воде.

Технология изготовления лодки

Изготовление лодки из фанерных листов является достаточно сложным процессом. Однако если придерживаться рекомендаций и последовательности выполнения работ, сделать такую лодку можно всего за несколько дней. Пошаговое описание процесса изготовления лодки:

  1. Согласно предварительно составленному чертежу необходимо выпилить при помощи лобзика необходимые детали. Крайне важно, чтобы детали получились точно такого же размера, как и на чертежах. В противном случае при сборке возникнет нестыковка и придется заново выпиливать детали. Допустимая погрешность составляет всего 1 мм.
  2. Необходимо склеить детали заднего борта и шпангоутов. Это гарантирует высокий уровень прочности и необходимую толщину конструкции. После склеивания данные элементы станут достаточно тяжелыми, однако на качестве лодки это никак не скажется.
  3. Для соединения транцев и шпангоутов рекомендуется использовать дополнительные закрепляющие элементы, что гарантирует высокий показатель прочности. Для этого лучше всего использовать саморезы. Их длина должна быть такой, чтобы прочно соединить детали, но при этом не пройти насквозь них. Для работы рекомендуется использовать оцинкованные саморезы.
  4. Чтобы упросить и облегчить работы, необходимо изготовить козлы, используя при этом брусья размером 50 на 50 мм. На них будет удобно поместить транец при установке.
  5. После чего необходимо прикрепить днище и бортики к транцу так, чтобы на носу они соединились.
  6. При использовании фанеры небольшой толщины рекомендуется все детали дополнительно обработать клеевым составом, уделяя особое внимание местам стыков деталей.
  7. При строительстве моторной лодки транец следует обязательно проклеить стеклотканью, а также дополнительно укрепить досками из твердых сортов.
  8. По окончанию черновой сборки все элементы необходимо зафиксировать и проклеить. Останется только зашпаклевать неровности, грунтовать и покрасить.

Несмотря на сложность проведения сборки, данный вариант изготовления плавательного средства является наиболее доступным. Однако следует использовать качественную фанеры, которая прослужит долго, и не будет впитывать влагу.

Постройка лодки из фанеры своими руками: инструменты и материалы, изготовление, чертежи, выпиливание деталей, сборка и отделка

Лодка является незаменимым элементом рыбалки или летнего отдыха на реке. Конечно, хорошее плавательное средство, пусть даже это небольшая лодка, является довольно дорогим удовольствием. Однако, его можно сделать самостоятельно из фанеры, причем эта задача не такая сложная, как многие могут подумать.

В данной статье мы рассмотрим, как построить лодку из фанеры самостоятельно, которая сможет разнообразить ваш отдых.

Общие сведения

Чтобы построить фанерную лодку понадобится лишь простой набор инструментов, который имеется у каждого домашнего мастера, а также подходящий материал, терпение и желание получить качественный результат.

Следует отметить, что помимо простоты изготовления, фанерное плавательное средство обладает и многими другими достоинствами, такими как:

  • небольшой вес , что очень важно, ведь прежде чем спустить лодку на воду, приходится пройти некоторое расстояние. В облегченном варианте данное изделие весит 10-15 кг, благодаря чему его без труда могут нести два взрослых человека. Правда, если лодка изготовлена по каркасной технологии, вес возрастает, однако, все равно он не критичен для переноса на небольшие расстояния;
  • в зависимости от типа проекта, вместительность плавательного средства составляет до 5 человек , чего вполне достаточно для небольшой семьи;
  • при соблюдении технологии изготовления конструкция получается прочной и долговечной ;
  • для изготовления плавсредства не понадобится больших финансовых затрат , так как цена всех материалов вполне доступная.

Поэтому, если у вас имеется свободное время и желание построить лодку, нет поводов отказываться от этой идеи.

На фото – фанера ФСФ

Инструменты и материалы

Основные характеристики будущей лодки, такие как прочность и долговечность, зависят от фанеры, из которой она сделана. Поэтому к ее выбору необходимо подходить очень ответственно.

Обычная фанера марки ФК, которая применяется для изготовления мебели, для данных целей не годится. Поэтому лучше всего использовать листы следующих марок:

Марка Особенности
БС Слои шпона этой фанеры пропитываются бакелитовым клеем. В результате материал устойчив не только к воде, но и различным агрессивным средам, перепадам температур и прочим негативным воздействиям. К недостаткам относится высокая стоимость, к тому же найти в продаже эту марку очень сложно.
БК В качестве пропитки для шпона используется бакелитовый лак. Благодаря этому данный материал также устойчив к влаге и другим негативным воздействиям, при этом его стоимость несколько ниже марки БК.
ФСФ Выполняется на основе прифенолформальдегидных смол. Данная марка является наиболее дешевой и доступной. Поэтому отлично подходит для строительства лодки, если нет возможности приобрести листы БС или БК.

Помимо типа марки фанеры, при выборе также следует обратить внимание и на ее качество:

  • на торцах плит не должны присутствовать щели;
  • на поверхности должны отсутствовать сучки и прочие дефекты.

Обратите внимание!
Не стоит использовать слишком толстую фанеру, так как листы должны быть гибкими.
Поэтому оптимальная толщина составляет 5–6 мм.

Помимо фанеры также понадобятся и другие некоторые материалы:

  • доски и бруски – должны быть сухими и качественными;
  • стеклоткань – удобней приобретать в рулоне и затем нарезать на куски нужных размеров;
  • яхтный лак или водостойкая краска.

Стеклоткань в рулоне

Что касается инструментов, то набор достаточно простой:

  • электролобзик;
  • шлифмашинка;
  • рубанок;
  • молоток;
  • струбцины;
  • рулетка и карандаш;
  • шпатель.

Пример проекта фанерной лодки

Изготовление лодки

Чертежи

Прежде чем начать работу, необходимо подготовить чертежи как построить лодку своими руками из фанеры. Надо сказать, что в интернете существует большое количество всевозможных проектов. Некоторые из них имеются и на нашем портале.

Однако, прежде чем подобрать оптимальный проект, следует определиться с основными требованиями к плавательному средству, таким как:

  • размеры и вместительность лодки;
  • внешний вид изделия;
  • сложность конструкции – подбирается в зависимости от уровня вашего мастерства. Если подобной работой вы занимаетесь впервые, лучше взять проект попроще.

Определившись с этими требованиями, можно рассмотреть существующие проекты лодок для самостоятельной постройки из фанеры, и выбрать из них наиболее подходящий. При необходимости, их можно незначительно подкорректировать согласно индивидуальным пожеланиям.

Проект лодки из одного листа

Выпиливание деталей

Итак, с выбором проекта мы разобрались, теперь строим лодку из фанеры своими руками. В качестве примера рассмотрим, как делается наиболее простая плоскодонка из одного листа деревянной фанеры.

Начинать работу следует с выполнения разметки и выпиливания деталей.

Данный процесс осуществляется следующим образом:

  1. прежде всего нужно разметить линию скулы и транца (на схеме А, Б, В);
  2. далее по намеченной линии отрезается часть листа лобзиком;
  3. затем полученную заготовку следует приложить к противоположной стороне и обвести карандашом. Таким образом, она послужит шаблоном и обеспечит симметричность лодки. Для удобства, заготовку можно прикрепить к основному листу струбцинами;
  4. далее по намеченной линии отрезается вторая часть листа;

  1. после этого нужно наметить линию, которая будет отделять транец от днища, и отрезать по ней транец;
  2. в завершение работы места спилов нужно обработать наждачной бумагой.

Совет!
Лодку можно сделать и более габаритной.
В этом случае, прежде чем раскроить материал, листы фанеры надо склеить «на ус», обработав места стыка рубанком.

Теперь, когда основные детали выполнены, можно приступить к сборке лодки.

Заготовку для борта прикладываем к днищу и выполняем разметку

Сборка

Инструкция по сборке лодки выглядит следующим образом:

  1. по краю кормы и транца следует высверлить отверстия диаметром 1,5 мм с шагом 150 мм;
  2. далее транец надо прикрутить к днищу медной проволокой;
  3. затем днище нужно уложить на три табуретки. Чтобы обеспечить необходимый его прогиб, на крайние табуретки следует подложить дощечки или книги;
  4. далее из двух отрезков, оставшихся после выпиливания днища, следует сделать борта с учетом наклона транца. Для этого заготовку надо приложить к скуле днища. Чтобы проще было выполнить разметку, в верхней части транца можно выполнить отверстие и прикрутить к нему борт. Для этой операции понадобится помощник, который будет придерживать борт возле носовой части;
  5. по намеченной линии надо вырезать деревянную деталь, после чего ее следует использовать как шаблон для второго борта;

Пример связки деталей проволокой

  1. далее по краям борта и скулы днища надо просверлить отверстия диаметром 1,5 мм с шагом 150 мм;
  2. теперь нужно прикрутить детали проволокой учитывая следующие нюансы – борта должны устанавливаться на днище и приматываются проволокой скрутками наружу. Транец при этом должен оказаться между бортов;
  3. затем проволоку нужно осадить и обстучать молотком;

Временные распорки в местах расположения шпангоутов

  1. далее надо вставить шпангоут (перегородку), который предварительно можно прикрепить к бортам саморезами, а также банку (сиденье). Конструкция последней представляет собой шпангоут, поверх которого крепится доска;
  2. затем нужно выполнить планки и приклеить их по бортам;
  3. на расстоянии 300 мм от сиденья в планках выполняются отверстия под уключины. В этом месте их можно укрепить дополнительными брусками;

Проклеенный внутренний шов

  1. затем стыки деталей нужно проклеить тремя слоями стекловолокна и эпоксидным клеем. Ширина нижней полоски должна составлять 25 мм, средней – 40 мм, а верхней – 50 мм. Перед оклейкой, скрепки нужно снаружи откусить;
  2. после этого надо окончательно вклеить перегородку и банку;
  3. в отверстия от временных шурупов и прочих креплений нужно вклеить «эпоксидкой» деревянные нагеля;
  4. затем точно также выполняется склейка наружных швов;

Пример крепления киля к днищу лодки

  1. чтобы придать дну большую прочность, а также защитить его от повреждений во время швартования к берегу, с наружной стороны следует прикрепить киль, а также наружные стрингеры. В качестве последних лучше всего использовать рейки из лиственницы. Прикрепить рейки можно при помощи саморезов и эпоксидного клея.

На этом основная часть работы завершена, теперь осталось лишь выполнить отделку изделия.

Отделка

Дальнейшая обработка лодки выполняется в такой последовательности:

  • в первую очередь все неровности эпоксидного клея следует зашкурить наждачной бумагой;
  • имеющиеся изъяны необходимо зашпатлевать влагостойкой шпаклевкой;
  • затем изделие вскрывается лаком или окрашивается. Красить лодку лучше пентафталевой краской, предназначенной для наружных работ.

Пентафталевая краска в процессе нанесения

Совет!
Чтобы придать плавательному средству более привлекательный внешний вид, можно комбинировать краску и лак.

На этом процесс изготовления лодки завершен. Теперь нужно лишь приобрести весла или сделать их самостоятельно.

Получив подобный опыт, можно подыскать более сложные чертежи лодок из фанеры для самостоятельной постройки, к примеру, с мотором, и сделать плавательное средство для дальних путешествий по реке.

Вывод

Постройка фанерной лодки, как мы выяснили, не содержит никаких сложностей. Единственное, к этому процессу следует подходить поэтапно и не спеша. Особая внимательность и аккуратность требуются в процессе раскройки материала и вырезания деталей, в остальном же нужно лишь придерживаться определенной последовательности действий.

Видео в этой статье содержит дополнительную информацию по данной теме. Если отдельные моменты изготовления фанерной лодки вам не до конца ясны, вы можете задать вопросы в комментариях, и мы с радостью на них ответим.

Чертежи лодки из фанеры своими руками. Терминология. Характеристики листов. Требования условий эксплуатации. Размеры

Капитан Врунгель считал, что, как корабль назовёшь, он так и поплывёт. Не будем спорить со старым, испытанным морским волком, но всё-таки выдвинем и своё мнение – насколько более тщательно и аккуратно вы подготовите чертежи лодки из фанеры своими руками, так она и будет служить вам долгие годы и в любую погоду. Именно чертежи судна и определят все ваши дальнейшие решения.

Именно они введут вас в этот мир судостроения, в котором правит англо-голландская терминология. А разбираться в терминологии элементов конструкции лодок, а значит успешно читать предлагаемый чертёж, принципиально важно.

До того, как вы разместите в лодке, сделанной своими руками, пару вёсел, необходимо пройти немалый путь и для начала завести себе чертеж лодки из фанеры

Согласно старой аксиоме начинать от печки

Действительно, терминология, если вы бросаетесь в такую бездонную область, как построение лодки, имеет огромное и решающее значение. Предлагаем вашему вниманию её основы, касающиеся конструкции лодок, и которые повсеместно фигурируют на чертежах.

Терминология

Поэтому очень внимательно усвойте эти термины, они буквально пронизывают любой сколько-нибудь стоящий чертеж лодки из любого материала. Вид сбоку

На виде сбоку отмечаем следующие конструктивные элементы лодки, и нельзя сказать, какой из них наиболее важен, какой менее, все элементы обязательны к использованию:

  • A – шпангоут. Вы можете выбрать вариант обычной плоскодонки, без шпангоутов, но когда речь идёт о таком стремлении, брошенном в Интернет, как «чертежи фанерная лодка своими руками», надёжность и прочность конструкции выступает на передний план, а значит – шпангоуты обязательны;
  • Шпация – расстояние между двумя шпангоутами. Важнейшая характеристика конструкция любой лодки;
  • B — ахтерштевень;
  • C — форштевень;
  • D – брус
  • E – кильсон. Очень желательный элемент конструкции, который, правда, часто для лодок отбрасывается;
  • F – привальный брус. Без этого элемента не обойтись, если вы собираетесь в лодке делать и надстройку. Для открытых моделей привальный брус не используется.
  • I – брештук. Очень советуем этим элементом не пренебрегать, от него сильно зависит прочность всей конструкции.
  • J – кница. Кница также предельно важна в обеспечении прочности лодки.
  • K – стрингер. Также незаменимый элемент, если подходит к постройке предельно внимательно.

Вид сверху

Вид сверху вводит ещё несколько важных терминов:

  • A – бимс;
  • B – полубимс. Переходит в полный бимс, если вы не сооружаете на лодке надстройку;
  • C – каренгс;
  • D – мидельвейс.

Вид с бака

Вид с бака вводит термины, которые будут принципиально важны на более продвинутом этапе строительства, когда появляется необходимость укрепить корпус лодки и установить парус и киль, улучшив к тому же и ходовые качества:

  • A – шпунтовые пояса;
  • B – киль. Обеспечивая вес киля процентов в 50 от веса всей лодки, вы значительно повышаете её остойчивость. Ведь никогда не знаешь, как на тебе или на будущих пассажирах скажется качка, а солидный запас сосательных конфет и даже имбиря мало чем сможет помочь в продлении удовольствия присутствия на воде, разве что быстро добраться до берега;
  • C – степс. Обязателен, если вы ставите мачту;
  • D – шпунт;
  • E – пяртнерс. Так называется отверстие в надстройке для прохода мачты. Само собой, если у вас нет надстройки, то о пяртнерсе можете пока забыть;
  • F – бархоут. Очень ответственный шпунтовый пояс на уровне ватерлинии, воды;
  • H – ширстрек. Самый верхний шпунтовый пояс.
  • G – уровень воды;
  • I – ватервейс. Данный элемент уже является элементом надстройки.

Можно без преувеличения сказать, что чем точнее и скрупулёзнее будут выполнены чертежи фанерной лодки, тем удачнее будет её плавание в будущем после постройки

Фанера

Самым распространённым материалом для изготовления лодок сегодня, безусловно, является углепластик. Но этот материал – вотчина промышленности. Когда речь идёт о самостоятельном творчестве, то на передний план выходит такой «народный» материал, как фанера .

Фанера или по-другому, древесно-слоистая плита – строительный материал, создаваемый склеиванием специально выработанного шпона. Обычно количество слоёв шпона нечётное и, в любом случае, больше 3. Чтобы повысить прочность фанеры, каждый последующий слой шпона своими волокнами древесины перпендикулярен волокнам предыдущего слоя. Шпангоуты – основа основ любого плавающего средства. Чертежи фанерных лодок, претендующих на нечто большее, чем звание плоскодонки, должны иметь отдельный вариант — расположение шпангоутов

Характеристики фанеры

При выборе фанеры для строительства лодки очень важно правильно выбрать её тип.

По расположению волокон древесины на внешних слоях различают фанеру:

  • Продольную, когда волокна направлены по длинной стороне, и,
  • Поперечной – по короткой.

Для строительства лодки лучше выбирать – продольную. Конечно, возможен и такой изометрический чертёж, но это самый простой вариант для рубрики «чертежи лодки из фанеры бесплатно» — здесь нет шпангоутов, а работа во многом схожа со сборкой детского конструктора, разве что детали в десятки раз больше

По предназначению фанера делится на:

  • строительную,
  • промышленную,
  • упаковочную,
  • мебельную, и,
  • конструкционную – именно эту и выбираем для наших целей.

Существует классификация фанеры и по отношению к воздействию влаги, что принципиально важно для лодки:

  • ФБА – такая фанера считается экологически наиболее чистой, но её выбирать не стоит, она не отвечает жестким требованиям по влагостойкости;
  • ФК – так обозначается достаточно устойчивая к влаге фанера;
  • ФСФ – а так, с повышенной влагостойкостью;
  • ФБ – пропитанная бакелитовым лаком, такая фанера считается самой стойкой и может использоваться даже в агрессивных средах, что важно в нашем случае, и под водой;
  • БС – такая уже просто пропитывается бакелитовым клеем. Считайте, что если в вашем распоряжении оказалась такая фанера, то на 50% успех всего дела обеспечен. Такая фанера довольно долгое время специально использовалась в авиа и судостроении. В ней счастливо соединились все качества, необходимые для лодочных дел мастера – прекрасная гибкость, высочайшая прочность, полная водонепроницаемость, а ещё устойчивость к гниению и раскисанию;
  • БВ – а вот эта пусть не вводит в заблуждение, она во многом похожа на БС, но не обладает влагостойкостью.

О надстройке можно будет подумать и позже, сначала главное – надёжный корпус. Первое испытание на плавучесть и выравнивание ватерлинии происходит без надстройки

Полезный совет!
При выборе фанеры для строительства лодки советуем обратить внимание на ламинированную фанеру.
По крайней мере, будет просто замечательно, если вы используете такую в качестве шпунтовых поясов или на внешнем стороне корпуса, если он однослойный.
Это очень заметно улучшит ходовые качества вашего творения, ведь вода – среда, в которой существенную роль играет сила трения.
С другой стороны, не стоит использовать ламинированную фанеру внутри лодки.
Её скользкая сама по себе поверхность, да ещё и смоченная водой, может доставить немало неприятностей.

Принципиальная характеристика

Когда речь идёт об использовании фанеры для строительства лодки принципиальным будет выбор фанеры по её качеству, определяемом количеством сучков на метр квадратный наружного слоя.

Здесь различают 5 степеней качества:

  • E – так называемое, элитное качество, когда сучки отсутствуют совсем. Излишне, наверное, говорить, что всегда необходимо стремиться к выбору именно такой фанеры;
  • Ну, а далее, незамысловатая классификация качества — I, II, III и IV. В последнем случае количество сучков не контролируется.
  • I – максимальная длина сучков и коробления не превышает 20 мм;
  • II — трещины не более 200 мм, допустимы вставки древесины, а просачивание клея допустимо только на площади в 2% от общей площади листа;
  • III – не более 10 штук сучков диаметром не более 6 мм. Вводится даже ограничение на общее количество недостатков – не более 9;
  • IV – это самое плохое качество с даже выпавшими сучками и дефектами кромок под 5 мм.

Надёжный инструментарий залог успеха всей работы. Инструкция каждого используемого инструмента должна чётко оговаривать возможность работы с фанерой

Требования условий эксплуатации

Скорее всего, для строительства лодки вы выберете фанеру из хвойных пород дерева, как самую распространённую. Существует и березовая фанера, но её использование ограничивается слишком высокой ценой.

Здесь очень важно другое – качество обработки наружной поверхности листа фанеры.

По этому показателю различают фанеру:

  • НШ – нешлифованную;
  • Ш1 – шлифованная с одной стороны;
  • Ш2 — шлифованная с двух сторон.

Здесь принципиальным и обязательным является использование шлифованной стороны фанеры с внешней стороны корпуса. Желательным же является, в целях безопасности, не использовать шлифованную сторону внутри. Чертежи самодельных лодок из фанеры под мотор должны точно оговаривать допустимую нагрузку со стороны мотора – несоответствие можно самым негативным образом сказаться на ходовых качествах лодки

Размеры

Естественной характеристикой любого листа фанеры является его размер.

Промышленность, согласно стандартам, выпускает листы следующих четырёх размеров:

  • 1525 х 1525 мм;
  • 1220 х 2440 мм;
  • 1500 х 3000 мм;
  • 1525 х 3050 мм.

Ваш выбор во многом будет зависеть от размеров лодки.

Полезный совет!
Все приведённые характеристики фанеры обязательно должны быть указаны в спецификации чертежей лодки.
Ни в коем случае не соглашайтесь на приобретение предлагаемых чертежей лодки, если они не сопровождаются подробной пояснительной запиской, описывающей все нюансы изготовления, а главное выбора типа фанеры.
На чертежах должны быть указаны степени обработки внешних сторон корпуса.
В этой связи шлифовальный станок будет одним из самых востребованных в вашей работе.

Выводы

Строительство лодки – увлекательнейший творческий процесс для людей, которым ещё нравиться жить, которые не боятся экспериментировать и имеют конструкторскую жилку. (см. также Как правильно изготовить мебель из фанеры своими руками) Но, с другой стороны, не стоит изобретать велосипед, обязательно познакомьтесь со всеми фото материалами, изучите терминологию и различные конструктивные решения.

Настройте себя на возможные переделки неудачных решений. Умейте «разговаривать с собой» и общаться с бывалыми мастерами. Только в этом случае возможен успех всего предприятия под названием «строительство лодки из фанеры своими руками». Если вы романтик и выбираете в качестве источника энергии передвижения – обычный ветер, а значит, ставите парус, подумайте о хорошем «башмаке» для грот-мачты, надёжность этой части конструкции должна быть, по меньшей мере, идеальной

В представленном видео в этой статье вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.

Как сделать лодку из фанеры своими руками: размеры и чертежи

При изготовлении лодки из фанеры, вы столкнётесь с двумя основными проблемами. Во-первых, нужно правильно размерить и изготовить детали. Во-вторых, важно правильно собрать каркас лодки. Далее в статье я подробно опишу, как посчитать размеры для всех составных частей, и по ходу построения каркаса буду акцентировать внимание на особо важных моментах.

Размеры и чертежи

Первое, что нужно сделать – определится с размерами лодки. Будем делать лодку 3000 мм длиной, 1400 в ширину и 500 мм высотой.
Определимся с длиной основы каркаса. Для этого нам нужно знать длину лодки, два угла а и b, высоту лодки.

Длину и высоту мы знаем – 3000мм и 500 мм. Угол а – 100, угол b – 120.

Зная эти значения посчитаем длину основы каркаса.

L=3000-(h*tg(a-90)+h*tg(b-90))=2623 ,где h -высота лодки

Теперь найдем длину носа и транца. Поскольку они находятся под наклоном, то их длина будет больше чем высота лодки.

L транца= √(〖(h*tg(a-90))〗^2+h^2 )=508

L носа= √(〖(h*tg(b-90))〗^2+h^2 )=577

Нужно определится с шириной дна. Возьмем половину от ширины лодки – 700 мм. Нижняя ширина транца будет на 10% меньше, т.е. 630 мм. Максимальной ширины лодка достигает в 1/3 от транца.

В нашем случае, максимальная ширина будет на расстоянии 1000 мм от конца лодки. Таким образом, трансформируем брус, так что бы максимальный изгиб был в точке 1/3*длину лодки от транца.

Длина фанеры для борта будет равна длине трансформированных брусов (верхнего и нижнего соответственно). Ширина будет ровная длине носа с одной стороны и длине транца с другой.

Остальные размеры зависят от ситуации.

Каркас лодки

Основой послужит брус 50*50*2523 мм. К нему с одной стороны прикручиваем транец 50*50*630 мм, под углом 90 градусов. От концов транса к носу прикручиваем деформированные брусы (максимальная выпуклость бруса на 1000 мм от транца).

Делаем 6 равнорасположенных вырезов вдоль всего основания (с нижней стороны). Размеры вырезов 50*25 мм. Вставляем 6 брусов 25*25 мм вдоль проделанных вырезов. Крепим их к основанию и боковым брусам. Нижняя часть каркаса готова.

Прикручиваем нос и транец. Между носом и транцем снова крепим деформированные брусы, но теперь уже по верху. Расстояние между брусами борта в высоту – 500 мм, в ширину 350 мм. По сути борты у нас располагаются под углом к основанию (угол, примерно 120 градусов в точке максимальной выпуклости).

Делаем каркас для бортов

Примечание. Обратите внимание, как прикручены брусы: от края верхнего, до края нижнего бруса. Это важно!
Для сего используем брус 25*25 мм.

На этом каркас для лодки готов, далее будем обшивать каркас фанерой.

Обшивка каркаса

Фанеру к брусам крепим саморезами длиной 20 мм. Сначала крепим борты. Фанера должна плотно прилегать к каркасу.

Затем обшиваем транец и дно лодки

Проклеиваем водоустойчивым клеем все стыки фанер. Обрабатывайте клеем все участки лодки, которые на ваш взгляд, получились уязвимыми.

Далее зашиваем нос лодки и крепим сидения. Обшиваем лодку с внутренней стороны (по желанию). Можно сделать пол и не обшивать борты, все зависит от того, как много у вас фанеры. Не обшивайте лодку с внутренней стороны доской, это добавит лишнего веса.

Все оставшиеся детали так же на ваш вкус, лодка готова и ее можно ставить на воду.

Источники:
http://lakeking.ru/lodka/obustrojstvo/lodka-iz-fanery.html
http://eurosamodelki.ru/katalog-samodelok/dlya-rybalki-ohoti-tyristy/samodelnaya-lodka-iz-fanery-svoimi-rukami-master-class-foto-poshagovo
http://viascio.ru/raznoe/izgotovlenie-lodki-iz-fanery-svoimi-rukami
http://rubankom.com/materialy/proizvodnye/fanera/1862-postrojka-lodki-iz-fanery-svoimi-rukami
http://fanera-info.ru/podyelki/90-chertezhi-lodki-iz-fanery-svoimi-rukami
http://samodelkifish.ru/samodelki_leto/samodelki_leto_lodki/samodelki_leto_fanernye_lodki/lodka-iz-fanery-svoimi-rukami-razmery-i-chertezhi/
http://intellifishing.ru/lodki/kak-vypolnyaetsya-peredelka-pricepa-pod-lodku-pvh

Ссылка на основную публикацию